Вторник, 22 апрель 2025, 23:55

«Москва - Климово» — неизменный символ Брянщины

13636
«Москва - Климово» — неизменный символ Брянщины

Поезд Москва – Климов отправляется с Киевского вокзала в 20:20. За 5 вагоном почему-то сразу идет 9, а за 9 – 14, и этот нестройный арифметический ряд – единственная крепкая ниточка, связывающая Брянскую область с третьим Римом. «Климовский поезд», как его называют в народе, такой же неизменный символ Брянской области, как сосновые леса и бедность: проходят годы, проходят десятилетия, а леса продолжают шуметь, люди – нищать, а поезд – ходить каждый день по расписанию. Вообще-то, в Брянской области нет такого города – Климов. Есть село, и оно – певучее, малороссийское, Кли — мо – во. Но каждый день поезд из Москвы упорно отправляется в Климов – в город, которого нет.

Я ни разу не доезжала до конечной станции и ни разу не встречала пассажиров, которые ехали бы в мистический, фантомный Климов – последние из них всегда выходят на станции, которая по маршруту следует перед конечной, — в Новозыбкове. Возможно, города Климов и вправду нет. Но каждый день из Москвы туда отправляется поезд, где в плацкартных гробах и купейных кельях едет народ. Нет, не так – Народ. Именно с большой буквы. С заглавной. Потому что если бы нашу широкую Россию взять да ужать, получился бы климовский поезд, с подстаканниками, шерстяными одеялами и железным унитазом, на который надо вставать ногами и, стоя на корточках, держаться за специальную ручку, чтобы от тряски не промахнуться слишком уж сильно мимо дырки в полу и не удариться головой о стенку.

Над столицей закат, и в климовский поезд начинают садиться пассажиры. Поезд ещё не тронулся, а они уже разделись, хлопнули по 50, развернули курочку в фольге и катают вареные яички по столу. Разумеется, глобализация не миновала даже этот остов русской аутентичности – на смену шуршания фольги приходит хруст картонного пакета из Макдональдса, с которым вчерашний провинциал, держа в руках съедобную транснациональную частичку первопрестольной, ощущает себя почти что москвичом. Я захожу в вагон и боюсь встретить кого-нибудь из бывших одноклассников, ведь будет же «Привет» и «Как дела?», и долгое, неловкое молчание, и зачем-то возникнет необходимость доказать, что дела у тебя не просто хорошо, а непременно лучше.

Поезд трогается. Свист паровоза, стук колес, кашель, щелчки откупориваемых украдкой под столиками банок с пивом. Мужики звонят женам: «Сел, еду». А где-то на просторах брянщины уже вовсю крошатся салаты, тушится картошка и сбриваются волосы на ногах в подготовке к встрече добытчика с мамонтом. Только мамонт уже наполовину пропит, а пока поезд прибудет в Почеп, Унечу или Клинцы, будет пропит еще на треть или растрачен в отчаянном порыве отцовской нежности на гигантского плюшевого медведя, которых продают на станции в Сухиничах. Вы знаете эту станцию, где рождаются целые поколения мягких игрушек, не слишком красивых, таких, которые потом дарят таким же не слишком красивым девушкам и не слишком любимым детям? Ими же выдают зарплату жителям этого страшного города. Ночью они, как мотыльки на огонь, слетаются к единственному останавливающемуся на этой станции поезду, волоча на себе плюшевых уродцев всех мастей и размеров.

Они тыкают огромными медведями в окна, они пытаются просунуть маленьких медведей в оконную щель, они кричат, они просят, они умоляют пассажиров купить у них этих безобразных детей легкой промышленности. Кто-то решил разнообразить ассортимент и пошил из зверят жилетки. Жилетки из тигрят и собачек. Выпотрошил их тряпичные внутренности. Сделал пуговицы из глаз. Эко-мех, говорите, в моде? Пассажиры, на минуту оглушенные этой плюшевой вакханалией, отворачиваются от окон и снова ныряют в глубь своих полок, растворяются, как рыбы в аквариуме. Разве что какой-нибудь подвыпивший работяга купит маленького уродца, чтобы порадовать детишек. Большие плюшевые медведи снова остаются сиротами, деревянные лошадки неприкаянно покачиваются под ночными фонарями и свистом набирающих скорость вагонов. Люди расходятся по домам, унося на плечах всех, кто был не продан, чтобы следующей ночью снова вынести их на платформу. И так каждый день, из года в год, повторяется их страшный, скорбный ритуал. А плюшевые медведи равнодушно смотрят на это своими стеклянными глазами, в которых нет ни жалости, ни сочувствия.

Поезд едет дальше. На верхней боковушке в плацкарте мужик отчаянно пытается выпить бормотушки в положении лежа. Открывает бутылку, и пластиковая крышечка звучно падает и катится по полу. Мужик слезает с полки, поднимает крышечку, ложится и снова пытается выпить. Крышечка снова падает и укатывается между чужих ботинок. Заметьте, без единого матерного слова, настойчивый в достижении поставленной цели гражданин слезает с полки, ищет крышечку, залезает обратно. Как только он подносит к горлу вожделенный напиток, из кармана начинают сыпаться выбранные в качестве закуски и так плохо для нее подходящие конфеты в ярких, золотых фантиках. Мужик остается лежать на полке, да и вы бы, что уж там, не стали бы слезать с верхней боковушки в третий раз. И если вы мне скажете, что на боковом верхнем можно ехать трезвым, я вам не поверю.

Чтобы завести разговор в плацкартном вагоне, достаточно с легкой тоской посмотреть в окно, покачать головой и устало произнести: «ну, довели страну». Можно больше ничего не говорить до самого прибытия. Собеседник напротив все скажет за вас. Если ему еще нет 30, он расскажет, как закончил институт, а на работу не брали, ведь он «не блатной», родители «на теплое место не пристроили», да и экономистов с юристами у нас «как говна», да и где работать-то в Новозыбкове, отслужил в армии, поехал в Москву, а Москва, разумеется, ужасный город со злыми людьми, которые тут «зажрались», а ему надо двух детей кормить и жену, которая закончила колледж с красным дипломом вообще-то, но работает продавщицей за 12 тысяч, и все в жизни так несправедливо, но жить как-то надо, вот он и живет, и старается, и любит свою жену, и зачем-то просит мой номер, чтобы как будет в Клинцах – просто позвонить, ведь у него еще и девятка есть, и он может подъехать если что. А если напротив вас пассажир за 40…нет, это слишком грустно и слишком банально, и все это вы уже сто раз слышали.

В вагоне темно и душно, большинство попутчиков уже молчат, лежат, укрывшись сырыми белыми простынями. Первое правило плацкарта – успеть заснуть до того, как кто-то начнет храпеть, но у меня снова не получилось. Приходится не спать, сидеть, смотреть на рассвет, который тем красивее, чем ближе к дому. «Через полчаса ваша станция». В 6 утра на станции к поезду подходят не выспавшиеся таксисты, поеживаясь от утреннего холода. Нет, мне не жалко ста пятидесяти рублей и, возможно, стоило бы согласиться на эту поездку в рамках благотворительного акта, но я иду на автобусную остановку. «Двойка» уже стоит, и на заднем сидении парень в спортивном костюме пьет пиво и обнимает женщину. Водитель ссыпает мелочь на коврик, укрывающий коробку передач, отрывает загрубевшими пальцами хрупкий бумажный билетик. По привычке проверяю, равняется ли сумма трех первых цифр сумме трех последних. 12/15. Подумаешь, разница в какие-то ничтожные 3 единицы , все равно — счастливый. Кладу в карман, чтобы не потерять, и чтобы потом случайно вытряхнуть вместе с накопившимися рублями, чеками, обрывками салфеток…За окном медленно проплывает вокзал, заправка, лесополоса из старых сосен, вечный огонь, потом поворот мимо автостанции к автокрановому заводу, и вот уже центральная площадь с Домом Советов, мне на следующей выходить. На улице нет ни людей, ни машин, и облезлые дома, безвкусные вывески, вчерашний мусор – все это озаряется золотым светом лучшей восходящего солнца и вдруг становится красивым. Мне хорошо. Я дома.

Алина Коленченко.

Канал автора в Telegram: @prozaichno

Брянск Today
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы

Добавить комментарий

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с добавления комментариев.
  • Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта.
  • Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник.
  • Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
    • прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
    • призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ;
    • малосодержательная или бессмысленная информация;
    • реклама или спам;
    • большие цитаты;
    • сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка;
    • ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика";
    • номера телефонов, icq или адреса email.
  • Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.
  • Запрещается использование "гостями" сайта "Имен" (Никнеймов), которые вводят в заблуждение других пользователей, о причастности человека, оставившего комментарий, к "команде сайта". Например, администратор, админ, руководитель сайта и другие. Все комментарии от лица под такими именами (Никнеймами) будут удалены. а пользователь заблокирован.
  • Администрация сайта может ограничить доступ к сайту пользователей с определёнными IP-адресами (диапазонами адресов), вслучае если посчитает это нужным.
Отправить

Комментарии  

6
Президент Злынчарки
26 МАРТ 10:28 #9
Президент Злынчарки
Отличное описание, жаль не снять короткометражку. Некоторые моменты автор описал словно сам был этим мужиком который ронял фантики,конфеты,пробочку.
12
kamik
26 МАРТ 10:12 #8
kamik
Алина, надеюсь Вам не дарили игрушки купленные в Сухиничах, и Вы ведете здоровый образ жизни, раз не пишите о курильщиках, но поезда идут от станции до станции, а не от одного до другого населенного пункта. Есть станция "Климов" и есть станция "Москва-Киевская".
4
Горожанин007
26 МАРТ 09:35 #7
Горожанин007
Человек смотрит на жизнь глазами внутренней удовлетворенности, состояния души. В очерке же беспросветная серость. Неужели все так плохо, Алина?
12
Андрей 32-659
26 МАРТ 09:20 #6
Андрей 32-659
Аж слезу прошибла....Спасибо. Все так и есть.
-2
училка
26 МАРТ 08:52 #5
училка
Как-то странно, Алина видать сильно любит этот "мистический" поезд. Можно от "Паристого", скоростных с сидячими местами до молдавско-украинских добраться до своего города. Ждём следующих перлов про них.
Хотя Чернов кое-что писал уже. У Алины особенно хорошо получилось описать - "......железным унитазом, на который надо вставать ногами и, стоя на корточках, держаться за специальную ручку, чтобы от тряски не промахнуться слишком уж сильно мимо дырки в полу и не удариться головой о стенку". Не промахнулись? Не ударились?
"...мягких игрушек, не слишком красивых, таких, которые потом дарят таким же не слишком красивым девушкам и не слишком любимым детям?" А вы красивая? детишки есть у вас?
"....символ Брянской области, как сосновые леса и бедность" - загнула однако. ну и т.д.
8
111
26 МАРТ 08:41 #4
111
Всем, проголосовавшим за бессменного нац.лидера, де-факто прибравшего к рукам все ветви власти, посвящается...
14
/
26 МАРТ 06:47 #3
/
ДАдада!!! Всё именно так.
А ешё люто-бешено бесят ****** курильщики, которые каждые 15 минут ходят в тамбур и цепляют за ноги. Круто было бы из там на всю ночь запереть.
26
Злынчирина
26 МАРТ 05:56 #2
Злынчирина
Забыли написать,что когда начинают раскалдывать свою еду,куры набитые чесноком,яайки,пережженную самогонку,еще куда не шло,трепимо до слёз,но ночь.....,ой передежом таким несет,что потом неделю не отмыться. Мне этот поезд нанес глубокую,психологическую травму...,да.
22
ИринаИрина
26 МАРТ 05:54 #1
ИринаИрина
У автора, безусловно, журналистский талант.